Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук

Фотовыставка «Параллели» в отделении ЦНБ при ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН

В отделении ЦНБ при Федеральном научном центре биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии начала свою работу фотовыставка «Параллели».

Человек по природе своей существо, далекое от однозначности. Он как будто представляет собой соединение двух полностью разнородных сущностей: с одной стороны тело, с другой — душа. С одной стороны разум, с другой — чувства. Сознание и подсознание. Эгоизм и альтруизм. Рождаясь на свет, художественное произведение впитывает в себя неоднозначность своего автора. Многомерность художественного произведения создает целостную гармоничность.

Материальность фотографии двухмерна. Но ее содержание — это всегда выход за границы тесных рамок, расширение и преображение пространства, заданного плоским отпечатком. Иногда в поисках дополнительных граней фотографической реальности авторы прибегают к такому построению как диптихи и триптихи.

Изначально диптих теснейшим образом был связан с религией, с жизнью человеческой души. В искусстве XV века диптих — совершенно особенная вещь. По смыслу он был подобен молитве, воплощенной в визуальном образе. Сегодня — это особого рода высказывание, также воплощенное в соединении двух изображений.

Диптихом называют композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин. В некоторых случаях две части могут иметь разные точки зрения на одну и ту же тему, иногда соединение двух частей может фокусироваться на совершенно контрастных понятиях.

Триптихи чаще всего использовались художниками для рассказа истории, в которой важно выделить начало, середину и конец. Иногда преследовалась цель изучить предмет с разных точек зрения, либо с помощью различных методов.

Так или иначе, и диптихи и триптихи дают автору дополнительные возможности для выражения смысловых нагрузок и эмоций. Нагрузки эти могут нести тематическую, композиционную, цветовую, стилевую или иную направленность. В них могут быть отражены некие ассоциативные связи, а могут быть просто выделены и подчеркнуты детали. Существование этих форм должно быть оправдано тем, что воздействие совокупности частей изображения на зрителя становится сильнее, чем воздействие отдельных его составляющих.

Авторы выставки сознательно отказываются от ограничения в виде названий произведений, надеясь, что зритель найдёт к каждой из представленных работ свою собственную творческую параллель восприятия.

Ознакомиться с работами талантливых фотохудожников можно до 29 июля.