Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук

Выставка, приуроченная к 185-летию со дня рождения Николая Пржевальского

12 апреля 2024 г. исполняется 185-лет со дня рождения Николая Михайловича Пржевальского –  всемирно известного учёного, географа, путешественника, исследователя-натуралиста, писателя, генерал-майора, почётного члена Петербургской Академии наук, почётного члена Русского географического общества.

К этой дате отделом ЦНБ при ТИГ ДВО РАН в холле Тихоокеанского института географии представлена книжно-иллюстративная выставка «Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь…».

Выставка продолжит свою работу до 25 апреля 2024 г.

185 лет тому назад, 12 апреля 1839 года, родился великий русский путешественник, военный разведчик, географ и натуралист Николай Михайлович Пржевальский.

Пржевальский родился в имении своей матери в деревне Кимборово Смоленской губернии. По отцу он принадлежал к древнему шляхетскому роду герба Лук: серебряные лук и стрела, повёрнутые вверх на красном поле. Отец Н.М. Пржевальского, отставной штабс-капитан Михаил Кузьмич Пржевальский, умер, когда мальчику было семь лет. Николая и его братьев воспитывала мать Елена Алексеевна, урождённая Каретникова, а помогал ей в этом непростом деле её брат Павел Алексеевич Каретников, заядлый охотник и знаток местных дорог. Семья жила в нескольких километрах от Кимборово, в деревне Отрадное. Учился Николай Михайлович в гимназии в Смоленске (в наше время – Смоленская гимназия имени Пржевальского, старейшее учебное заведение города и области). Пржевальский запоминал материал почти моментально, а потому сдавал экзамены, как казалось его педагогам, без труда. Но мечты о дальних странствиях, вероятно, уже будоражили его сознание. Уже почти на исходе не слишком долгой жизни, Пржевальский заметит: «В сущности, путешественником надо родиться».

Окончив гимназический курс в 1855 году, 16-летний Пржевальский определился унтер-офицером в Рязанский пехотный полк. Затем, получив первый офицерский чин – прапорщика, был переведён в 28-й пехотный Полоцкий полк. Он много читал – по географии, биологии, ботанике. И дальние страны уже манили его… Пржевальский подал рапорт о переводе в Приамурье, на земли, только что присоединённые к империи. Но вместо долгожданного путешествия получил трое суток гауптвахты. Он усердно готовился и поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, самое знаменитое военное учебное заведение страны.

На втором году обучения в Академии, он написал своё первое значительное сочинение «Военно-статистическое обозрение Приамурского края». Уже в этой работе Николай Михайлович проявил свои уникальные качества, сумев связать чисто научный, познавательный интерес с работой на благо государства, со стратегическим государственным мышлением. В частности, он одним из первых заговорил о необходимости прихода России в Маньчжурию. Работу молодого офицера оценили по достоинству. Он был избран действительным членом Русского географического общества. Однако, после окончания Академии действительный член Императорского русского географического общества Пржевальский отправился не в экспедицию в Приамурье, а добровольцем в Польшу, на подавление восстания. После усмирения Польши Пржевальский ещё некоторое время жил осёдло, преподавал историю и географию в Варшавском юнкерском училище. Он изучал историю африканских открытий, даже составил учебник по географии. Но не только один познавательный интерес вёл русского офицера Николая Пржевальского на Восток. Англичане, закрепившиеся в Индии, уже бросали хищные взгляды и на Афганистан, и на Тибет, и на Монголию. Россия не могла допустить появления своих заклятых противников у новых границ. Нет ничего хуже, чем военные конфликты на неизвестных землях. И Николаю Пржевальскому выпала честь сделать эти земли известными, открыть заново для европейцев территории, которые тысячелетиями находились в пространствах совсем иных цивилизаций и вер. Все центральноазиатские экспедиции Пржевальского на первый взгляд носили не только научный, но и военный характер. Но его спутники – казаки и офицеры, не забывая вступать в бой со встречавшимися им разбойниками и местными отрядами, становились одновременно картографами, зоологами, ботаниками.

Путешествия Пржевальского начались в 1867 году. Годом раньше он вновь подал рапорт о переводе в Приамурье – и наконец получил положительный ответ. По пути из Варшавы на Дальний Восток Николай Михайлович представил в Петербурге Географическому обществу проект первой экспедиции в Центральную Азию, однако получил отказ. Однако уже весной 1867 года Пржевальский отправился в свою первую большую экспедицию по Уссурийскому краю. Осенью 1867 года Пржевальский вместе с двумя казаками и молодым препаратором Николаем Якуновым дошёл до озера Ханка, а зимой исследовал Южно-Уссурийский край, нанеся на карту, по словам одного английского недоброжелателя, территории в полтора раза больше Британии. В процессе, с прибывшим подкреплением, он разгромил в Маньчжурии восстание китайских разбойников – хунхузов, за что получил должность старшего адъютанта штаба войск Приамурья. В 1870 году Николай Михайлович при поддержке Русского географического общества и Генерального штаба получил наконец деньги на долгожданную центральноазиатскую экспедицию. Получив разрешение китайских властей, он достиг северного берега озера Далай-Нур, отдохнул в Калгане, нанёс на карты хребты Сума-Ходи и Инь-Шань, первым показал, что великая китайская река Хуанхэ не имеет разветвления в своих верховьях, как считали китайские географы, и, наконец, пройдя через пустыню Алашань и Алашанские горы, вернулся в Калган. В 1872 году он продолжил исследования китайской части Центральной Азии, вышел к озеру Кукунор, пытался пройти в Тибет, но потерпел неудачу. Через пустыню Цайдам и центральную часть Гоби вернулся в Ургу (ныне Улан-Батор), а затем в Кяхту. И в этом путешествии многие территории были нанесены на европейские карты впервые. В 1876 году он отправился через Тянь-Шань к озеру Лобнор, открыл хребет Алтынтаг, на Лобноре исследовал и описывал птиц. В 1879-м Пржевальский отправился на Тибет, перешел через перевал Тангла, но вынужден был остановиться в 250 км от Лхасы. Местное население и тибетское правительство были так возбуждены его появлением, что он счёл за лучшее вернуться обратно. В 1883 году он вновь двинулся через Кяхту и Угру на Тибетское плоскогорье и после трёхлетних странствий оказался у берегов Иссык-Куля. Смерть настигла Пржевальского в конце осени 1888 года на территории Российской империи, в Семиречье, на границе Киргизии и Казахстана. Как рассказывают очевидцы, во время охоты Николай Михайлович сделал то, что всем всегда запрещал, – попил воды из реки, – и заразился брюшным тифом. Он умер через несколько дней. Последним его желанием было быть похороненным на высоком берегу Иссык-Куля.

За свою жизнь Николай Михайлович Пржевальский прошёл больше 30 000 километров. Он открыл множество видов животных и птиц (лошадь Пржевальского – самый известный, но далеко не единственный вид), описал сотни растений, собрал крупнейшие коллекции. Его считают одним из самых значительных в истории специалистов по климату, ботанике, географии, зоологии. Он был талантливым литератором и оставил после себя несколько ярких книг: «Путешествие в Уссурийском крае», «Путешествия в Центральной Азии», «Монголия и страна тангутов» и другие.